СПРАВКА:
Сочлененные
- самосвалы с
шарнирно-сочленённой рамой, используемые на строительных и карьерных
площадках, где требуется повышенная проходимость и маневренность.
Сочлененный самосвал - универсальная машина для перевозки грузов по труднопроходимой
местности в суровых климатических условиях.
Сочлененный самосвал это транспорт,
который широко применяется в горнодобывающей, щебеночной промышленности и
строительстве. Трехосные модели (наиболее распространенные) сочленённых самосвалов имеют шесть
ведущих колёс. Применяются также схемы двухосного исполнения (колесная
формула 4х4), которые используются для машин грузоподъемностью не более
25 тонн.
Современные модели сочлененных самосвалов
оснащаются выключателем межколесного дифференциала. В качестве
энергетических установок применяются среднеоборотные дизельные
двигатели жидкостного охлаждения с рядным и V-образным расположением
цилиндров, оснащаемые в ряде случаев системами турбонаддува и
промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. Применяемые двигатели
обладают повышенным запасом крутящего момента (20—25%) и отвечают
современным международным требованиям по экологичности выхлопных газов.
Сама концепция самосвала с шарнирно-сочлененной
рамой была разработана в середине прошлого века (1955 г.) в Швеции.
Данная концепция была реализована компанией Volvo в 1966 году. И
сегодня шведская Volvo Construction Equipment является одним из
основных производителей сочлененных самосвалов в мире. Компания уже
перевалила за цифру 50 000 единиц продукции.
Современные сочлененные самосвалы обеспечивают
превосходные условия для работы оператора, способствуют сохранению
высокой производительности работы от начала до конца смены, а также
прекрасный обзор и низкий уровень шума в кабине; надежная трехточечная
передняя подвеска обеспечивает плавную и комфортную езду.
Грузоподъемность самосвалов варьируется от 20 до 40—50 тонн.
В мире производством сочлененных самосвалов
занимаются не производители грузовиков, выпускающие обычную
самосвальную технику, а фирмы, специализирующиеся на строительной и
дорожно-строительной технике. Сочленённый
самосвал выпускают в мире компании —
Terex, Caterpillar,
Komatsu,
Liebherr,
Astra, Bell, CNH, Moxy. Компания Bell выпускает самосвалы для Hitachi и
John Deere, самосвалы Astra продают также под брендом Case. На
территории бывшего СССР данный вид продукции производится пока лишь в
Белоруссии, где на ПО «БелАЗ» и «Могилевском автозаводе» были созданы
три модели шарнирно-сочлененных самосвалов грузоподъемностью от 25 до
48 тонн.
НАЗНАЧЕНИЕ.
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
В
докризисное время спрос на сочлененный самосвал неуклонно рос. Это
было вызвано как увеличением добычи сырья в карьерах, так и переходом в
ряде случаев на новую технологию работ. Как выяснилось, порой
рентабельнее использовать вместо экскаватора, бульдозера и обычных
самосвалов мощный фронтальный погрузчик и сочлененный самосвал.
По сравнению с обычными самосвалами сочлененные
машины повышенной проходимости, как правило, обладают лучшим
соотношением грузоподъемности и собственной массы. Для них не требуется
серьезного обустройства подъездных путей, поэтому можно сэкономить.
Сочлененные самосвалы из-за своих конструктивных особенностей меньше
страдают от перегрузок. Они служат дольше обычных машин – 15 и более
лет. Их изготавливают не производители автомобилей, а компании,
выпускающие строительную технику. В конструкции некоторых самосвалов
используются агрегаты и кабины от других машин: погрузчиков, колесных
тракторов. Это снижает расходы на производство, удешевляет стоимость
запасных частей. По сравнению со специальными карьерными самосвалами,
сочлененные значительно дешевле при покупке и в эксплуатации.
Отметим, что наряду с основной функцией –
перемещением грунта, сочлененные самосвалы успешно освоили другие виды
работ. Выпускаются варианты для перевозки контейнеров, длинномеров,
вахтовых домиков, различного оборудования. Все это доставляют в
недоступные для обычных грузовиков места. Изготавливаются даже
мусоровозы с кузовами большой вместимости. Они легко преодолевают
препятствия на полигонах для захоронения отходов.
 
Конструкция
сочлененных самосвалов. Их
рамы выполнены из двух секций, шарнирно связанных между собой.
Конструкция сочленения позволяет секциям не только складываться в
горизонтальной плоскости, но и поворачиваться друг относительно друга.
Это исключает сильные нагрузки на раму при переезде через большие
неровности, а также позволяет постоянно сохранять контакт колес с
грунтом. Заметим, что некоторые фирмы выпускают машины, передняя и
задняя части которых могут складываться, но не имеют возможности
отклоняться относительно горизонтальной поверхности. Естественно,
проходимость от этого страдает, правда, цена уменьшается.
За |